Создайте папку проекта.
Запустите LAZARUS. Если открылся предыдущий проект, то выполните команду Проект — Создать проект.... В появившемся диалоговом окне выберите из списка слово Приложение и нажмите кнопку Создать. Все дальнейшие изменения будем сохранять командой Проект - Сохранить проект как – дважды нажимаем Сохранить в папке проекта.
1. Установите свойства Формы:
Заголовок формы (свойствоCaption) – Форматирование
Цвет формы (свойствоColor) - по настроению
2. Поместите на форму метку Label1: метка выбирается одним щелчком мыши по объекту Label вкладки Standart, вторым щелчком на поле формы метка выставляется в выбранном месте щелчка. перейдите в Инспектор объектов на вкладку Свойства, измените свойство Caption - напишите Ура! Работает!.
3. Установите начальный размер шрифта 12. Раскройте список свойства Font, и в строке Size установите значение 12.
4. Поместите на Форму кнопку Button1: кнопка выбирается одним щелчком мыши по объекту Button, вторым щелчком на поле формы кнопка выставляется в выбранном месте щелчка. Напишите на кнопке Выход. Для этого перейдите в Инспектор объектов на вкладку Свойства, измените свойство Caption - напишите Размер шрифта +1. Подкорректируйте размеры кнопки, чтобы текст отображался полностью. Для этого либо воспользуйтесь маркерами на кнопке, либо измените свойство Width объекта Button1.
Перейдите в Инспектор объектов на вкладку События объекта Button1 и дважды щелкните по пустому полю справа от слова OnClick. В редакторе кода появится заготовка процедуры, реагирующей на нажатие кнопки:
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
end;
Чтобы увеличить шрифт в тело процедуры вставим строчку
Label1.Font.Size:=Label1.Font.Size+1;
При каждом нажатии кнопки размеры метки будут увеличиваться на 1.
5. Запустите проект нажатием на кнопку в виде зеленого треугольника. Убедитесь в работоспособности.
6. Измените текст программы. Добавьте ограничения по длине надписи. Если она превышает Размеры формы+Отступ метки от левого края формы, увеличение должно остановиться, текст надписи изменяется, сообщая о причине отмены действия.
If Label1.Width+Label1.Left>= Form1.Width then
begin
Label1.Font.Size:=Label1.Font.Size;
Label1.Caption:='Уменьшай!';
end
else
begin
Label1.Font.Size:=Label1.Font.Size+1;
Label1.Caption:='Ура! Работает!';
end;
7. Добавьте кнопку Размер шрифта-1по уменьшению шрифта на 1. Учтите тот факт, что если размер шрифта установить отрицательным, то вместо уменьшения начнется увеличение шрифта, программа будет работать некорректно.
1. Добавьте кнопку Случайно по Изменению цвета шрифта.
procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);
var c:integer;
begin
c:=random(3);
case c of
0:begin c:=clBlack;Label1.Caption:='Черный!';end;
1:begin c:=clGreen;Label1.Caption:='Зеленый!';end;
2:begin c:=clRed;Label1.Caption:='Красный!';end;
end;
Label1.Font.Color:=c;
end;
2. Добавьте еще 3 значения цвета по своему усмотрению.
Константа |
Цвет |
Константа |
Цвет |
clBlack |
Черный |
clSilver |
Серебристый |
clMaroon |
Каштановый |
clRed |
Красный |
clGreen |
Зеленый |
clLime |
Салатный |
clOlive |
Оливковый |
clBlue |
Синий |
clNavy |
Темно-синий |
clFuchsia |
Ярко-розовый |
clPurple |
Розовый |
clAqua |
Бирюзовый |
clTeal |
Зелено-голубой |
clWhite |
Белый |
clGray |
Серый |
|
|
2. Чтобы иметь возможность выбора цвета, добавьте на форму объект ColorDialog вкладки Dialogs. Добавьте кнопку Диалог
If ColorDialog1.Execute=True then
Label1.Font.Color:=ColorDialog1.Color;
3. Фон надписи изменяем командой для кнопки Цвет фона шрифта
If ColorDialog1.Execute=True then
Label1.Color:=ColorDialog1.Color;
4. Аналогичным образом можно изменить цвет формы. Добавьте кнопку Цвет формы.
1. Добавьте кнопки по применению полужирного, курсивного и подчеркнутого начертания к тексту метки Label1, которые можно было задать в свойствах объекта при конструировании формы, а можно изменять значения соответствующих логических переменных при нажатии на кнопку.
Например
Label1.Font.Style:=[fsbold];
2. Поместите на Форму кнопку Закрыть. Программный код для этой кнопки содержит всего одну команду: Close;.