Основой объектно-ориентированного программирования является объект.
Объект состоит из трёх основных частей:
1) Имя (например, автомобиль);
2) Состояние (например, марка автомобиля, цвет, масса, число мест и т. д.);
3) Методы или операции, которые выполняют некоторые действия над объектами и определяют, как объект взаимодействует с окружающим миром.
Работу над программой в среде визуального программирования условно можно разбить на две части:
1) создание внешнего вида (интерфейса) будущей программы,
2) написание программного кода.
Итак, Инспектора Объектов и Окно Формы нужны для создания интерфейса программы, а Редактор Исходного Кода — для работы с ее текстом.
Файлы, из которых в результате получается программа, называют ПРОЕКТОМ.
Окно редактора по умолчанию находится на первом плане и закрывает окно формы. Переключаться между этими окнами можно командой Просмотр - Переключить модуль/форму, клавишей F12 или просто щелчком мыши. Вначале окно редактора содержит текст, обеспечивающий работу пустой формы.
При загрузке Lazarus автоматически загружается последний проект, с которым работал пользователь. Происходит это благодаря установке Открывать последний проект при запуске, которая находится на вкладке Файл меню Окружение — Настройки окружения.... Если убрать метку рядом с командой Открывать последний проект при запуске, то при загрузке Lazarus будет создавать новый проект.
На вкладке Дисплей меню Окружение — Настройки редактора можно изменить шрифт текста программного кода.
Если программа написана в PascalABC, а требуется перенести ее в Lazarus, обратите внимание на отличия некоторых операторов
Цвет пера
Ширина пера в пикселях
Точка красного цвета
Окружность
SetPenColor(clred)
SetPenWidth(3)
SetPixel(x1,y1,clred)
Circle(x,y,r: integer
)
Pen.Color:=clRed
Pen.Width:=3;
Pixels[x1,y1]:=clred
Ellipse(x–r,y–r,x+r,y+r)
Дуга окружности с центром в точке
(x,y)
и радиусом
r
,
заключенной между двумя лучами
Точки (х1,у1) и (х2,у2) определяют прямоугольник, описывающий эллипс. Начальная точка дуги определяется пересечением эллипса с прямой, проходящей через его центр и точку (х3,у3). Для конечной точки дуги - прямая проходит через центр эллипса и точку (х4,у4).
Arc(x,y,r: integer;a1,a2: real)
Arc (x1,y1, x2,y2, x3,y3, x4,y4)
Установить цвет кисти, например информацию о долях синего (B), зеленого (G) и красного(R) цветов, заданных десятичным кодом RGB(R, G, B), или шестнадцатеричным кодом: $00BBGGRR.
SetBrushColor(RGB(255,153,153));
SetBrushColor($009999FF);
SetBrushColor(rgb(random(255),random(255),random(255)));
Brush.Color:=RGBToColor(255,153,153);
Brush.Color:=$009999FF;
Brush.Color:=RGBToColor(random(255),random(255),random(255));
Сектор, ограниченный дугой (параметры процедуры имеют тот же смысл, что и в процедуре
Arc
).
Pie(x,y,r: integer; а1,а2
: real)
Pie(x1,y1, x2,y2, x3,y3, x4,y4)
Рисует фигуру, ограниченную дугой окружности и отрезком, соединяющим ее концы (параметры процедуры имеют тот же смысл, что и в процедуре
Arc
).
Chord(x,y,r:integer;а1,а2:real)
Chord(x1,y1, x2,y2, x3,y3, x4,y4)